Советы

Экономика страдает от нового явления: молодые люди меняют привычный подход к потреблению.

Им всё это «дико, например» (с):Пенсионные накопления; ипотека и тянущая жилы работа на одном месте; мифическая необходимость высшего образования; дети, рожденные в возрасте до 35 лет; географическая привязка по принципу «где родился, там и сгодился»; политика каких-то полковников, мешающая их сетевой жизни; семейные ценности – дача, гараж, инвестиционная квартира, мебель из массива дерева на века, сотни бумажных книг чисто для интерьера и хрусталь на полках.

Небывалое явление в истории человечества и России — постматериализм — впервые вошел на арену в полном своем величии. В качестве его провозвестников выступают молодые люди, появившиеся на свет с конца 90-х годов и в начале нового тысячелетия. Их потребление товаров и услуг кардинально отличается от привычного большинству людей. Новое поколение не разделяет взглядов традиционного общества, которое оно считает устаревшим и малопонятным, с примитивными желаниями, подходящими скорее для грызунов, чем для представителей современной цифровой цивилизации.

По данным Росстата за 2018 год, в России насчитывается примерно 25 миллионов человек в возрасте от 15 до 29 лет. Как бы ни старались не замечать их «менеджеры страны», эти молодые люди – огромная сила. В ближайшие годы она будет способствовать слому традиционной экономики, в том числе – агонии пенсионной системы.

В ходе исследования, проведенного учеными из Московского гуманитарного университета и Российского государственного социального университета, изучаются новые модели поведения молодежи в экономике. сообщают: происходит цивилизационный сдвигНовая фаза развития постиндустриального общества, отличающаяся… сменой ценностей.

Им вторятВ Российской государственной педагогической академии имени Герцена изучают взгляды нового поколения людей, которых называют поколением Z. «постматериализм».

Термин был предложен в 1977 году американским социологом Роландом Инглхартом. В это время Инглхарт, изучая результаты опросов, заметил, что обеспеченную молодежь западных демократических стран все меньше интересуют сугубо материальные проблемы, и все больше – вопросы гражданских свобод и экологии.

К концу 2010-х годов, вследствие фантастического цифрового скачка и стремительного развития интернета, с ним тесно связанная новая отрасль экономики сделала из постматериализма невнятного социологического понятия реальным явлением.

Российские педагоги подчеркивают: поколение Z сформировалось в эпоху цифровой глобализации, где все взаимосвязано. Для молодежи цифровые технологии являются нормой, а не желанием, что отличает его от предыдущих поколений.

Видя весь мир на экранах удобных гаджетов, молодые сформировали собственные ценности, ориентированные на стремительный социальный «взлет», частую смену жизненной обстановки и быстрые результаты от приложенных усилий. Жизнь выстраивается вокруг разнонаправленных интересов, а о далеком будущем не хотят заботиться.

Для молодых такие явления, как традиция присваивать звание «ветеран труда», являются нонсенсом. Вполне адекватно удивляются они тому, что кто-то в здравом уме готов вкалывать в одной и той же отрасли 25-40 лет и добиваться ведомственных или государственных наград ради каких-то эфемерных льгот в старости.

Непонятно им саму эту формулировку – «ветеран труда». Зачем именно «ветеран»? Работа — разве это как сражение? Почему повсюду необходим героизм?

Боятся ли люди жить и уходят ли в цифровые фантазии? Или это реально новые ценности?

Молодые люди считают исключительно важным иметь право на самостоятельность, независимость, неприкосновенность частной жизни и свободу слова. Также они выстраивают собственную, необычную и довольно активную философию потребления. Канадский учёный Дон Тэпскот назвал это поколение «сетевым». В работе «Выросшие цифровыми: как сетевое поколение меняет мир» (2008 г.) он утверждал, что новая потребительская философия молодежи – всего лишь попытка спрятаться от реальных жизненных проблем и страхов.

В чем-то с Тэпскотом можно согласиться, потому что одной из характерных черт поколения Z является избегание ответственности – в трудовой деятельности, в управлении собственностью, в личных отношениях и воспитании детей. избегании обстоятельствВедя себя таким образом, молодое поколение стремится избежать несёт за собой ответственность связей, как материальных, так и личных. неспроста?

Одна из главных ценностей «зэтов» — собственная самореализация: профессиональная, творческая, личная.

Исследования российских учёных показывают, что ценности отечественных представителей сетевого поколения имеют отчетливо нематериальный характер. потребляют ради удовольствияУ них нет мотивации к длительному накоплению материальных ресурсов. Также у них снижена склонность к предпринимательскому риску. Зато они ценят умение работать в команде (хотя работа может вестись удаленно, а общение команды быть сугубо виртуальным).

Авторы исследования «Трансформация экономической и трудовой модели поведения современной молодежи в условиях становления цифрового общества», к которому ранее обращались, выделили восемь новых поведенческих тенденций у поколения «Z».

  1. Быстро переключаются при потреблении информации. Плохо концентрируются на ней и неглубоко прорабатывают вопросы, которые их интересуют. Хорошо воспринимают наглядную информацию. Делают это маленькими порциями. Не любят вникать в текст, лучше понимают иконки, смайлики, видео и картинки. Сосредоточение на одной задаче и выполнение её до конца требует значительных усилий.
  2. Для этого поколения долгосрочных тенденций нет. Молодые люди ориентируются на ближайшее будущее. Их жизнь течет как река, которая постоянно меняется под влиянием социальных сетей.
  3. Мотивация к деятельности слабая. «Зеты» отказываются от постепенного движения к успеху. Интерес к реальной физической жизни, к миру снижен. Само понятие «ценностей» размыто и теряет материальную форму. Ценности становятся абстрактными и представлены в виртуальной среде.
  4. Гедонизм определяет все сферы жизни, включая работу. Личное счастье считается вершиной успеха. Его мерой служат разнообразие образа жизни и удовольствие от бытия, а не богатство или общественное положение. Работа приносит доход, но одновременно доставляет радость и не забирает много времени. «Вкалывать» никто не желает. Говоря о счастье, молодые практически не используют слова «карьера» и «престижная работа». Главное, что они ожидают от будущего – комфорт и покой.
  5. У «зэтов» наблюдается склонность к отделению себя от государства и семьи. Индивидуализм – их черта. Главной установкой является поиск собственного пути. Ценность совместных действий с другими, польза для общества в целом, для молодых сомнительна. 57 % представителей поколения заявляют об отсутствии кумиров, 16 % затрудняются с ответом. Подражать предпочитают родственникам и историческим персонажам.
  6. Жизнь, проведённая совместно с другими людьми на одном пространстве, теряет актуальность из-за отсутствия понятий о границах в виртуальном мире.
    Это затрудняет установление правил совместного проживания в определённом месте. Молодым людям сложно согласовать разделение ответственности за территорию и соблюдение норм взаимоотношений. В результате возникает трудность с адаптацией в коллективе при работе в реальной жизни.
  7. Зэты боятся обыденности, где нет места спонтанности, интенсивным переживаниям и ярким впечатлениям.
  8. Молодежь пассивно относится к своему здоровью и ведёт малоподвижный образ жизни, предпочитая длительное время проводить с гаджетами с доступом в интернет.

Перечисленные тенденции на первый взгляд кажутся несколько негативными. Но если задуматься, почему плохо то, что молодые люди хотят получать впечатления от путешествий и развлечений? Почему плохо то, что они не желают быть обременены недвижимостью и другими экономическими активами? Почему плохо то, что у них пониженная склонность к бизнес-риску, что они нацелены на реализацию коротких проектов с минимальными вложениями денег и усилий?

Да в этом ничего плохого. Просто это становится… угрозой для сложившейся традиционной экономикиПроблема заключается в том, что ценности молодежи проверяют прочность её убеждений.

Не хотят создавать собственное материальное наследство.

Новое поколение стремится к динамике и результативности в работе, предпочитая менять место работы и заниматься интересными задачами с ощутимыми успехами.

Из-за слишком близкого горизонта планирования молодежь не хочет накапливать личные материальные ресурсы и сберегать. Этим людям трудно продавать то, что их не интересует здесь и сейчас. В этом и кроется корень «зла» для традиционной экономики.

Поколение Z не разбирается в долгосрочных экономических трендах. Поэтому с ним не получается говорить о них ни лично, ни в форме общественной дискуссии. Впрочем, всё остальное общество традиционно мечтает о постоянном и сбалансированном экономическом росте.

Эдмунд Фелпс, лауреат Нобелевской премии по экономике, предложил «золотое правило» роста. В упрощённом виде его принцип заключается в том, что сбалансированный рост экономики достижим при условии сохранения каждой генерацией той же (или большей) доли национального дохода, которую оставил ей предыдущий. Фелпс утверждал, что потребление должно быть максимальным, но не допускать снижения накопленного капитала. При чрезмерном росте капитала обществу следует увеличивать траты.

Так вот, поколение Z вообще не желает заботиться о капитале.Помимо прочего, речь идет о личном пенсионном, что обостряет проблемы уже существующей российской пенсионной системы.

Кроме того, нежелание накапливать и сберегать у многих молодых уменьшает возможность для бизнеса брать «длинные деньги» у банков и косвенно у государства (которое в теории помогает обществу копить ресурсы).

Ещё раз подчеркнем: предрасположенность «зэтов» к предпринимательству невелика. Большая часть из них не запустит ни одного дела. Так что же им делать в жизни?

Исследования показывают, что молодые ценят творческий интеллектуальный труд в нескольких отраслях, связанных с интернетом, ПО, наукой, искусством, музыкой и т. п. Скорее склонны инвестировать в себя как в «человеческий капитал», чем в материальные активы. Вероятно, этот капитал в будущем создаст на рынке платежеспособный спрос.

Понятие «экономическая ценность» для молодежи переносится в нематериальную сферу. По мнению молодых людей (и это доказывается сегодня повсеместно), нематериальное вполне может генерировать деньги.

В связи с этим существующая в России система образования молодых людей приводит в недоумение. В исследовании сотрудников РГПУ им. Герцена «Постматериальные ценности и жизненные ориентации поколения Z: цифровая молодежь в образовательной системе современной России» подчеркивается: для «зэтов» непонятна необходимость госэкзаменов и ЕГЭ, само школьное образование выглядит обязаловкой без объяснений.

Молодежь поняла ценности самообразования. Для самых сообразительных и дерзких школа вообще перестала быть чем-то полезным. Интернет полезнее. На крайний случай есть онлайн-курсы, на которых можно обрести новую профессию.

Молодых людей побуждают к нестандартному мышлению, но одновременно готовят к шаблонным ответам на экзаменах.
Им советуют учиться у всего мира, а параллельно ограничивают вузы в разработке программ обучения, не приспособляя их к запросам времени (особенно это касается специальностей в области программирования и IT).

Исследователи образования отмечают рост тенденции к смене университетов и специализаций среди студентов.

Школьники, которые откладывают обучение в колледже или университете на несколько лет для самопознания, встречаются всё чаще. Традиционное образование сталкивается с критикой со стороны молодых людей. Для «зэтов» не существует ни идеологии, ни авторитетов. »

По мнению ученых, молодые … привыкли выделять главное и существенно сокращать объем получаемых сведений, составляя основу необходимых навыков для информационного и общества, основанного на знании. ».

Прогрессивные педагоги, вероятно, более гибкие, чем экономисты. Взаимодействуют с новым поколением, находящимся в сети, напрямую и не видят большой проблемы в его непохожести на предыдущие поколения. Некоторые преподаватели ищут подходы к этому поколению для разработки новых методов эффективного образования.

Надо признать, что ценности являются фундаментальными жизненными ориентирами современной молодежи, и без учета их невозможно организовать образовательный процесс.

И у «зета» поколение есть претензии к старшим.

Беспокойство экономистов и социологов по поводу того, что молодежь не желает перенимать традиционные модели потребления и накопления, вполне понятно. Однако у молодых есть собственное беспокойство, которое выражается не только в избегании ответственности и постироничных мемах. Молодые тоже могли бы спросить:

  • Почему мы обязаны заботиться о сбалансированном экономическом росте? Теории о грядущем перенаселении Земли уже опровергнуты. Возможно, ресурсы достаточно для всех, но кто-то традиционно перераспределяет их в свою пользу? Поэтому бедные беднеют, а богатые богатеют?
  • Зачем нам рожать рано и много, жертвуя собственным саморазвитием?
    Какие у вас планы относительно наших детей?
  • Какие препятствия существуют на пути свободного передвижения по разным странам, поиска личной траектории в образовании и трудовой деятельности? Почему мы сталкиваемся с ограничениями и подозрениями просто потому, что принадлежим к определенной стране?
  • Почему наш интернет, мессенджеры и социальные сети постоянно пытаются регулировать, ограничивать, блокировать? Эту среду обитания, образования, творчества и работы мы считаем естественной!

Многие подобные вопросы могли бы задать подростки и дети. У них есть право голоса. В нашей стране насчитывается 25 миллионов юных граждан. За ними следует еще одно поколение – примерно столько же россиян, которым сегодня от 0 до 15 лет. Многие из них освоили навигацию в YouTube раньше, чем выговорили свои первые слова.

Возможно, «угроза» традиционной экономике, которую несут необычные привычки поведения и потребления интернет-поколений, совсем не та, что представляется. Эта экономика – угроза для счастья молодых.

Экономика должна изменить своё представление о счастье человека, а не новые поколения – отказаться от него и смиренно взять на себя бремя продолжения работы над разрушающимся миром.

Для примера авторы взяли популярные мема и кадры из группы «ВКонтакте» под названием «Котик в жёлтой вязаной шапочке с глазами».

© Источник