Информационный шум: как спастись?

Сейчас слишком много всего: рекламы, картинок, текста повсюду. Человек, прежде жаждавший потреблять как можно больше в эпоху дефицита, все чаще устаёт от излишков и выбирает минимализм. Желает тишины вместо информационного шума. Не каждый человек примет этот путь, но многие уже чувствуют давление чрезмерности.
Вспоминается фраза о пике популярности чего-либо, после которого неизбежен спад. Ее вспоминаю каждый раз, когда вижу гиперпопулярность чего-либо. До недавнего времени такой гиперпопулярностью пользовалось потребление, сейчас популярность перешла на избавление от лишнего и минимализм.
Каким станет мир после угасания интереса к минимализму? Остаётся надеяться, что люди, пришедшие к осознанной жизни и минимализму в нынешнюю моду, сохранят эти взгляды, когда мода пройдет. Осознанная жизнь – полезный, а иногда необходимый тренд сейчас, когда фильтровать нашему мозгу приходится много информации.
Просеивать информацию, которую воспринимаем — чтение, слух, зрительные образы — впускаемое в сознание и становящееся частью нашей жизни.
Информационный шум: откуда?
Телевидение и интернетДва главных источника шума информации: переключение с канала на канал, с вкладки на вкладку, с ролика на ролик или со статьи на статью. Вы наверняка заметили, что пару часов такого времяпрепровождения выматывают. Виной тому – шум: визуальный, графический, информационный.
Рекламный шум.Он присутствует и оказывает влияние на нас — как на улицах, так и в сети. Даже когда нам кажется, что мы не замечаем рекламы (возникла так называемая «рекламная слепота»), мозг всё равно воспринимает информацию.

Радио.Даже если вас раздражает звук за стенкой, этого недостаточно, чтобы избежать его в других местах.
Журналы, газеты, книги.Множество букв, а в первой паре — ещё и множество рекламы.
Улицы, транспорт.В вашем городе есть хотя бы одна улица, где не перегружена вывесками и другой рекламой? Даже если их немного, указатели, таблички с названиями улиц, объявления, карты маршрутов и расписания на остановках — пусть иногда полезны, но всё равно представляют собой визуальный шум!
Общение.Бессмысленные беседы, принудительные встречи в общественных местах, а также любые другие разговоры, например, по телефону.
Нет, речь не о том, что всё это (включая общение) плохо. Просто для мозга все перечисленное – шум, который он постоянно перерабатывает. За день, а даже за час через мозг проходит невероятное количество информации, и иногда абсолютно бесполезной.
Устранить полностью информационный шум из жизни невозможно, но контролировать и сокращать его количество реально.

Как спасаться от информационного шума? Мои способы
- Отказ от телевизора
Первый способ – это полный отказ от телевидения. Это экономит время и приносит ощущение чистоты ума. 10 лет назад я перестала смотреть телевизор, и до сих пор помню яркое ощущение освобождения после этого. В случае вынужденного нахождения рядом с работающим телевизором (в гостях, в парикмахерской) быстро ощущается захламление головы.
- Меньше новостей
Практически ничего из новостей я не читаю. Метод, признаюсь, радикальный. Его посоветовать сложно. Примерно так: когда перестала читать новости (даже смотреть их с тех пор как отказалась от телевизора), думала, что окажусь в информационном вакууме. Но оказалось, важная информация все равно ко мне поступает: через мужа, подруг, родственников. Если же какая-то информация не дойдет, то… вероятно, для меня она и не важна.
- Внимательно изучай материал, ограничивая внимание необходимой информацией.
Я постепенно отказываюсь от привычки читать по диагонали и перескакивать между вкладками и ссылками. Недавно узнала о феномене «листателей» в интернете — читатели переходят по гиперссылкам с одной страницы на другую, не прочитав даже двух абзацев. Лучше внимательно изучить 1-2 статьи, чем за полминуты выхватить что-то из 10 разных. Как и с одеждой, здесь можно посоветовать одно: выбирать качество, а не количество.
- Дни или часы без визуального шума
Иногда проводите день без интернета, телевизора и компьютера. При невозможности – хотя бы несколько часов. Для полной раздачи от информационного шума отправляйтесь в природу. Даже часовой поход очистит мозг.

- Поменьше развлекательных картинок и сайтов
Ну тут все понятно.
- Уменьшить количество рекламных проспектов, листовок и визиток.
Чтобы оградить себя от рекламных приставаний, я практически всегда пропускаю листовки в магазинах.
- Отказ от многозадачности
Если думать, что справимся быстрее, разговаривая с подругой, отвечая в соцсети, слушая музыку и выбирая фильм на разных сайтах одновременно, то это обманчиво. Ни одно дело не будет выполнено качественно, а мозг скорее всего устанет.
- Не создавать шум
Спам, лайки из вежливости, бесконечные фотографии каждой мелочи, частые обновления статусов. В сети иногда складывается ощущение, что каждое слово утратило значение.
- Просить выключить или сделать потише
Это тоже возможно. Если невозможно отключить раздражающую музыку или передачу, можно попросить сделать ее тише – как дома, так и в общественных местах. Дважды мне приходилось просить убавить звук в маршрутках из-за слишком громкого шансона (шум там двойной – и информационный, и реально бьющий по ушам). В первом случае на меня посмотрели немного странно, но молча, а во втором – убавили звук и даже извинились. Может быть, иногда человек поступает так не из-за злоумышленных побуждений, а просто не понимая, что создаёт неудобства другому – и простая просьба всё меняет.
- Следить за визуальным шумом
Познакомилась с этим подходом вот здесьДизайнер Анна Пономарева написала статью о том, как избавляется от «брендированного» шума. Она удаляет все этикетки с косметики и продуктов, создавая у себя дома графическое спокойствие: «конкурентов, пожалуйста, перекрикивайте в магазине, а дома прошу переобуться в мягкие тапки».

Способ хорош, но возникают сложности: иногда на этикетках содержится важная информация (инструкция по применению, время воздействия, срок годности), которую легко забыть, если средство расходуется долго. Записывать эту информацию в отдельную тетрадь или файл – для меня слишком хлопотно.
Кроме того, не каждая этикетка удаляется без следов липкого клея (лучше наклейка с буквами, чем постоянно липкие пальцы). И вовсе не каждая отклеивается: например, на зубной пасте информация обычно напечатана прямо на тюбике.
Я таким образом защищаюсь от информационного шума. А вы его испытываете? Как с ним управляете?
Автор: Евгения Изотова
©

