Минимализм из Японии в современных интерьерах
Первая часть цикла В Японии традиция тесно связана с минимализмом. Текст рассказывает о культуре приема пищи и общих чертах исторического культурного наследия. Тема интересна тем, кто стремится узнать о подходе к минимализму в других культурах, а также тем, кто желает расширить свое понимание этой философии и стиля жизни. Материал — это еще один взгляд на многогранный японский минимализм.
Еще один вход
Вход в любое помещение для японцев — это повод переобуться. Это может быть замена обуви на удобные домашние тапочки или носочки, и это правило распространяется не только на дома. Сам процесс переобувания символизирует момент входа.
Чистота
Эта традиция больше связана с преобладанием исторических обычаев, чем с чистотой помещения. Божества (ками) в японском синтоизме чтут чистоту.
Мусор — не просто бесхозные предметы, оставленные на земле, это то, что способно осквернять человеческое сознание.
Чистота дома и храма противопоставляется мусору, пыли и грязи улицы, земли и дорог. Это противопоставление глубоко символично: чистота не только в отсутствии пыли, но и в помыслах и действиях человека. Мусор — не просто предметы на земле, это то, что может засорять сознание. Переобувание становится ритуалом осознанности, который настраивает на иной лад.
Такой ритуал не гарантирует очищения разума, но призывает обратить внимание на себя и свои мысли. Это доказывает, что японский минимализм — не снаружи, а внутри каждого.
Форма и наполнение
Как организован интерьер в стиле «японский минимализм»? Что представляет собой порядок в японских помещениях? Рассмотрим планировку комнат в домах, гостиницах и храмах Японии, начиная с входа.
Каноны японских строений
В Японии традиционные жилые строения возводились по канонам, дошедшим до наших дней. Крестьянские и городские дома строились из дерева, глины и бамбука. Основой конструкции служила прямоугольная рама из перекладин и столбов. Стены и двери выполнялись из бумаги и легких сортов древесины. Окна также изготавливали из бумаги до повсеместного распространения стекла. Легкие перегородки и двери позволяли быстро менять планировку помещения, что было удобно для размещения гостей, организации детских комнат, спален и покоя старших. Бумага была прочной, пропускала свет, рассеивая его и делая мягким. Часто на бумагу наносили рисунки и иероглифы, символизирующие важное для семьи живущих в доме. Таким образом большой зал делился на индивидуальные зоны.
Татами
В жилищах японцев традиционно укладывают татами. Татами — тростниковые маты, наполненные соломой или, в современном варианте, синтетическими материалами. Даже в современных, более европейских домах есть хотя бы одна комната или уголок, застеленный татами. Площадь жилища в Японии измеряется в татами — единица имеет размер 90 на 180 см. Пол укладывался определенным образом, чтобы нигде не касались три или четыре угла. Это традиционно связано с синтоистскими устоями: японцы верили, что божествам нравятся определенные правила. Такой способ укладки позволяет сохранить пол ровным и безопасным.
Много веков люди проводили время во сне именно на таком полу. Позже появились футоны — матрацы из хлопчатобумажной ткани, наполненные хлопком или шерстью. Футоны также являлись признаком достатка. Во многих современных японских домах сохраняется традиция отсутствия кроватей. Японцы используют футоны, европейские матрацы и низкие кровати-подиумы.
В таком же стиле обустроены и внутренние помещения домов, и гостиниц. Жилье для путешественников оформлено в самых традиционных вариантах. В некоторых доступных по цене заведениях интерьер менее изысканный. Однако уровень кухни и обслуживания во всех случаях очень высок.
Изысканность и утонченность
Времена меняются, люди осваивают новые материалы и технологии. Однако традиционные представления о внешнем и внутреннем виде построек сохраняются. Бетон заменил деревянные сваи и балки, кирпич — натуральные камни. Но суть и дух архитектурных сооружений не изменились. Японцы, ориентируясь на простоту и функциональность, изысканность и утонченность, очень характерно для себя эту черту проявляют. На то же самое ориентируется минималист, организуя свой жизненный уклад.
Минимализм — это стремление к простоте и изысканности в организации жизни.
Жизнь изменяется благодаря упорядочиванию и избавлению от лишнего. Изменения происходят изнутри наружу, реализуя потребности и стремления. Не стоит забывать о внешних факторах, которые влияют на нас: музыка, книги, общение с родными, увлечения или интересная работа. Всё то, что позволяет нам восхищаться красотой и участвовать в её создании.
Икебана
Икебана — практика созерцания и создания прекрасного, существовавшая уже несколько веков. В современном виде это компоновка из цветов и природных материалов. Также это искусство размещения композиций в пространстве помещения. Японский минимализм внес икебану в широкую культуру.
Множество примеров размещения цветочных композиций в минималистичных интерьерах я наблюдал. Прекрасно сочетается простота комнаты с причудливой веточкой в композиции. С эстетической точки зрения комната в этот момент становится будто рамкой для картины, дополняя и подчеркивая её особенности. Основа красоты икебаны — простота и изысканность.
Минималист стремится к простоте и изысканности в организации жизни, делая сложное простым, перегруженное легким. Цель – наполнить окружающую среду смыслом, насытить мир силовыми линиями, обрамить важное и придать ему значение.

