Советы

Минимализм против страха.

Все мы иногда чего-то боимся.

У одних страх имеет вполне реальные основания, у других носит скорее надуманный характер. В меру фантазии. Здесь речь пойдёт не о страхе стать (или наоборот, не стать) минималистом. И вообще не о вещах материальных. Скорее, о том, как боязнь, врождённая или приобретённая, мешает нам стать свободными не от предметов или даже людей, а от «тюрьмы» под названием Голова. Своя или чужая.

С каким бы усердием мы ни раздавали вещи и ни оставляли много места в квартире, как бы ни были избирательны в знакомствах, корень ощущения «связанности по рукам и ногам», «нехватки воздуха», всё-таки в нас самих.

Я не хочу утверждать, что страх бессмысленен. Часто это даже полезный механизм, созданный природой, помогающий выживать и избегать опасностей, а также сохранять близких — родных, партнёра, потомство. Сколько жизней спасено именно благодаря страху! Например, когда плывёшь в лодке и понимаешь, что она дырявая или вот-вот перевернётся, боязнь за жизнь поможет. Но я хотела бы поделиться мыслями о вреде страха. Деструктивном, разрушающем, а не сохраняющем или даже созидающем. Блокирующем желание созидать и наслаждаться настоящим. Который ведёт не к сохранению жизни, а порой даже наоборот. Такой страх может иметь вполне реальные причины и самые раздутые. Он может быть самобытным или навязанным обществом. Но прочно остаётся в подсознании.

Я говорю о той самой мотивации страхом, которая к сожалению, так широко распространена в нашем обществе. По моим наблюдениям (и не только по моим), в основе культуры других цивилизаций есть разные «киты», на которых эта культура держится: самоуважение, уважение к другим, реальное понятие своих особенностей и желаний, принятие себя и других как есть (если речь не идёт о нарушении чьих-то прав), наконец, просто искреннее удовольствие от факта существования! Стремление проживать СВОЮ жизнь, а не ту, которую хотелось бы видеть (или не видеть) другим. Хотя, возможно, и в этих цивилизациях есть свои «подводные камни», вряд ли стоит идеализировать что-либо вообще.

Эта мотивация страхом часто сопровождает нас с самого раннего детства. В детстве она чаще всего предупреждающе-ограждающего характера и скорее помогает, чем мешает. «Не суй пальчики в розетку, током ударит!» и так далее. В этом случае это логично и обоснованно, потому что маленькие дети учатся понимать конкретные последствия своих ошибок и пытаются выстраивать причинно-следственные связи. К тому же, предупреждения эти о вполне реальных вещах. Но есть много случаев, когда Желание Уберечь переходит в Запугивание с целью Запугивания, или что ещё хуже, Манипуляции.

Манипуляция – это действие, направленное на достижение чьих-то целей. Жертва манипуляции лишается возможности действовать по собственной воле. Манипулятор, чаще всего, заботится о своих амбициях, не считаясь с желаниями «марионетки». Популярные негативно мотивирующие фразы, например «Тебе сколько лет? Время бежит, а ты ещё не…», могут нанести вред отношениям из-за перехода личных границ. Вместо того, чтобы помочь, они могут вызвать моральные травмы и разрушить нормальную жизнь.

Пример из жизни

У мамы есть приятельница с дочерью по имени Лиля. Девушка милая, но замкнутая, в детстве была совсем другой: свободной, без комплексов. С возрастом возникли проблемы: одноклассницы встречались с парнями, ходили на свидания, а Лиле этого не хотелось. Но она хорошо училась, предпочитала книги, гимнастику и театральную студию, была самодостаточной. Родителей отсутствие интереса к романтическим отношениям раздражало, потому что другим родителям было чем погордиться и похвалиться: рассказывать, как мальчики ухаживают за их дочками. Лилиным маме с папой на этот счёт сказать было нечего, это задевало их самолюбие. Чтобы «мотивировать» дочь, мать даже начала её запугивать, что у Лили при таком настрое есть все шансы стать как те одинокие тетушки, у которых из близких – только фикус на окне и пара дремлющих кошек.

Все девочки как девочки, умеют кокетничать, ходят гулять с поклонниками и вертят ими как нужно. Что ты добилась? Тебе видно, никто не нужен!

Лиля нравилась ребятам, и мать об этом прекрасно знала. Но Лиля ради корыстных соображений никого «вертеть» не хотела, не собиралась и пыталась объяснить, что сейчас для неё это не главное, ей не надо встреч «для вида», парень же не стильная вещь, чтобы выставлять напоказ, и не аттестат, который нужно получить в обязательном порядке. Мама с папой всерьёз считали, что отсутствие успеха у мальчиков, не в пример её подругам, практически обесценивает все её достижения. До этого отношения были довольно доверительными, но стоило родительским амбициям споткнуться о нежелание дочери делать то, что она не считала нужным, началась холодная война, целью которой было заставить дочь делать то, что нужно им.

Позже тема романтических отношений какое-то время была ей неприятна из-за негативных ассоциаций. Помните сороконожку из притчи? Пока она не задумывалась, с какой ноги ходить, всё было нормально. Как только её раскритиковали, что неправильно ходит, она задумалась, остановилась… и ни шагу дальше. Казалось бы, в рассказанной истории нет ничего криминального, почти всегда родители действуют из благих побуждений, если только не унижают ребёнка и не ставят успех (в какой бы то ни было сфере) выше его личности и желаний, но вровень со своим личным «эго». Вряд ли человеку, прошедшему через это, потом захочется доверчиво поделиться какими-то личными и важными для него вещами.

Ещё один пример

В этот раз расскажу о моём однокласснике, именем которого был Алёша. Его воспитывал дядя. Алёша всегда отличался миролюбивым характером, даже самые кроткая девочки кажутся рядом с ним «штучками с колючками». Дядя же по темпераменту – полная противоположность: мрачный, резвый, даже скандальный человек, прежде всего боясь показаться СЛАБЫМ и ТРУСЛИВЫМ. Но племянника любил, правда, выражение любви было своеобразным – через науськивание на окружающих: боялся, что из-за добродушного нрава Алёшу будут считать слабым и трусливым человеком.

Доброта и мирлюбие порой кажутся недостатком силы. Алёшу никто не трогал, потому что он умел не только достойно разрешать конфликты, но и обходить их стороной, ведь лучший способ победить в войне — это в неё не вступать. Обо всём племянник рассказывал дяде, который почти всегда умел испортить всё, как говорят французы, «хорошее вино в уксус».

Алёша рассказывает историю «за здравие», а дядя её – «за упокой». Однажды Алёша рассказал с юмором о том, как на физкультуре его победил одноклассник нечестным приёмом. Кто видел это, возмутился, но Алёша спокойно отнесся к ситуации и скоро забыл. Дядя помрачнел, а на следующий день разыскал того «бойца без правил» и поговорил с ним так, что у него, который не боялся никого и ничего – тряслись все конечности. Дядя и пальцем к нему не прикоснулся, но эффект произвёл глобальный. Возвращаясь из школы, Алёша встретил того «бойца» и его приятелей, которые решили его проучить за вмешательство дядюшки, и ему впервые пришлось пожалеть о своём неумении драться. Серьёзно парень не пострадал, но след в душе остался.

Алёша записался на бокс и начал осваивать боевые искусства. Доверие к кому-либо или чему-либо у него подорвалось. Не тренировки, ни инцидент в школьном дворе изменили его. Возможно, это случилось тогда, когда дядя, проецируя на него свои страхи, создал конфликт, которого не было, и втянул племянника. Племянник всегда умел спокойно и мудро обходить подобные ситуации или вообще не обращать внимания на то, что не являлось делом принципа, в отличие от Алёши.

Освобождаясь от мотивации страхом, легче понять, что на самом деле нужно нам, а не другим. Когда понимаешь это, становишься свободным путешественником с чемоданом налегке, а «чемодан» этот – сознание, где только необходимое, полезное и любимое.

Мой стих

Наша жизнь — самурайский меч:

Кто напуган — долой разум с плеч!

Сердце вынуто из груди…

Харакири — пощады не жди.

Наша жизнь — острие клинка:

В бесконечность течёт река,

Смотрят, ввысь устремясь, леса…

Но нам страшно глазами — в глаза.

Наша жизнь — беззащитный щит:

Этот щит от ножей не хранит,

Потому что защита от них —

В нас самих.

Автор: Марина Сергунина

Подписчица проекта