Минимализм в искусстве: суть в неявном
Иногда для эффектного заявления достаточно остаться незамеченным. В книге Юрия Полякова «Небо падших» есть эпизод: на празднике с раскрепощенными женщинами появилась строгая незнакомка в закрытом платье. Своей сдержанностью она покорила мужчину, за которым соперничали другие. Так же и режиссеры с хорошим вкусом предпочитают изящный минимализм, не гонясь за дешевой популярностью.
Любовь всегда актуальна в кино. Физическая любовь не единственная: существует и платоническая, названная именем философа Платона, который размышлял о стремлении переплетаться душами. Это прекрасно и возвышенно, но иногда может превратиться в трагедию. Так случилось с героями фильма «Смятение чувств» режиссёра Э. Перье по новелле С. Цвейга.
Сюжет
Роберт и Роланд познакомились в университете, общались и даже написали книгу вместе. Роберт предложил Роланду комнату в своём доме, где жил с женой. Вскоре мужчины осознали, что дружба переросла во влечение – скорее душевное, чем физическое. Из страха перед собой профессор уехал, а юноша погрузился в душевные терзания, забыв о прежних развлечениях. В итоге чувства Роланда привели к интимной близости с женой Роберта, с которой он постоянно вспоминал о нём. При возвращении профессора Роланд боялся встретить его взглядом. Роберт догадался о случившемся и убедил юношу не мучить себя угрызениями совести.
Быть может, они – близнецы?
Фаина Раневская с юмором прокомментировала тему «вторых половинок». Но есть предположение о «космических близнецах» — объясняет необъяснимое притяжение людей, независимо от пола или семейного положения. Две души составляют единое целое только вместе, энергетически полнота достигается лишь в контакте. Разлука – для них «маленькая смерть». Возможно, именно так и складывается ситуация с Робертом и Роландом.
Создатель фильма «Смятение чувств» обошёлся без излишней откровенности, открыв сердца героев. Электричество, напряжение, взрыв – вот что сделало кино эмоционально сильным. Современному российскому искусству нередко не хватает такого подхода. Хороший режиссёр – художник и психолог, способный не только подобрать актёров, но и передать суть без сомнительных внешних эффектов.

