Советы

Вступление в минимализм. Часть первая.

Если изменить ситуацию невозможно, то измените свое отношение к ней. Человек редко ощущает счастье. Большинство полагают, что для полноты счастья им не хватает чего-то определённого – здоровья, денег, любви или всё это вместе. Количество этого «недостающего» разнится у каждого, подтверждая поговорку: «У кого суп жидкий, у кого бисер мелкий».

В чем же главная дилемма счастья-несчастья?

Чтобы понять суть, зададим простой вопрос: что действительно нужно человеку? Определённое количество белков, жиров, углеводов и витаминов — независимо от того, какие блюда съедены, защита тела от холода и осадков — независимо от цвета и фасона одежды, два квадратных метра постели для ночлега — независимо от размеров жилища, добраться из пункта А в пункт Б — независимо от габаритов и расхода топлива транспортного средства. А все рестораны, Версачи, особняки и огромные джипы — лишь внешний антураж, не влияющий на физиологию человеческого организма. Это всё из материальной жизни. А из «моральной» её части? Да, человек — стайное животное, для него важен статус, то есть положение в иерархии таких же двуногих. Зачем нужен статус? Возможно, чтобы обедать в дорогих ресторанах, иметь Версачи, дворцы и джипы. Или наоборот, всё это для статуса? Вот тут возникает замкнутый круг: все эти «тараканьи бега» за так называемым успехом — следствие фундаментальной потребности человеческой природы — занять более высокое положение в стае себе подобных.

Есть ещё одна сторона этой проблемы. Человека управляет закон психофизиологии, предназначенный для выживания и доминирования как биологического вида. Его можно сформулировать так: счастье кратковременно, несчастье – бесконечно. Природа не позволяет человеку слишком долго получать удовольствие от удовлетворения потребности – такая «расслабуха» опасна для жизни, поскольку можно утратить бдительность и быть съеденным тигром или получить дубиной по голове. А вот к неудовлетворенной потребности человек не может привыкнуть – со временем она становится острее. Что же это означает применительно к жизни представителей большинства населения?

Люди часто стремятся к самоутверждению и «возвышению», получая удовольствие от новых достижений, но быстро привыкая к ним.
Подобно наркоманам в поисках новой дозы, люди вечно ищут новые «вершины» успеха. Но что ждет их в итоге? Варианты печальны: либо человек не добивается желаемого, погружаясь в депрессию и теряя смысл жизни, либо он становится заложником своих достижений, превращая жизнь в бесконечный марафон за деньгами, титулами и почестями. Любая остановка воспринимается как крах всех планов.

Как прекратить замкнутый круг, где исполнение одной нужды всегда влечет появление новой?

Самый простой и эффективный способ — устранить факторы, провоцирующие возникновение потребностей. Природу человека обмануть нельзя – потребности, обусловленные физиологически, устранить невозможно. Но можно их свести к естественному и необходимому уровню. Такой подход называется «минимализмом». Первым известным минималистом был Диоген, последователем философской школы киников. В центре кинической философии – человек с его естественными заботами. Киник ищет норму в природе человека как вида и индивида, не ждет божественных указаний для решения своей жизни. Индивидуалистический протест киников не вырождается в эгоизм, готовый удовлетворять ego одного за счет других. Индивидуализм киников приводит к принципу внутренней свободы, добываемой борьбой с самим собой, а не с обществом. Однажды, уже стариком, Диоген увидел мальчика, который пил воду из горсти, и выбросил из сумы свою чашку, сказав: «Мальчишка превзошел меня в простоте жизни». Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.

До начала прошлого века большинство людей жили с минимальными потребностями, так как низкая производительность труда едва обеспечивала для среднего человека самое необходимое для выживания. Последующие достижения науки и техники вдохновили человечество на стремление к материальному изобилию, однако морально к нему не готовились.

Современный житель Европы или США может удовлетворить все свои потребности, работая несколько часов в день. Однако культ потребления, насаждаемый искусственно, стал его антиподом. За два-три поколения массовое сознание европейцев и американцев прониклось убеждением, что материальное благополучие равнозначно счастью: с ростом возможностей к потреблению человек становится счастливее автоматически. В итоге это привело к уничтожению природы, ухудшению экологии и изменению климата в стремлении к сырьевым ресурсам, без которых невозможна массовая продукция особняков, джипов и костюмов для «золотого миллиарда». Особенно ярко это представлено в США: широкие дороги, большие дома и машины, яркие наряды – символы «американской мечты». Интересен контраст с Японией, экономически развитой страной, где небольшая квартира считается комфортной, а простота в быту — устойчивым признаком национального менталитета.

Давай разберемся, что обычно мешает нам быть счастливыми.

1. Денег

Да, без денег никак, даже умереть можно, ведь кормить-поить бесплатно никто не будет. Но на удовлетворение минимальных потребностей – пища, одежда, крыша над головой – человек зарабатывает с легкостью. А вот всё остальное – уже другие варианты. Например, еда в ресторане, шкафы с одеждой, огромная квартира – все это может требовать больших сил, здоровья и нервов, быть опасным для свободы, а иногда даже жизни. Большая жажда всех этих благ при невозможности получить их или потери того, что уже есть, чревато серьёзными стрессами. Вопрос: зачем вам всё это?

2. Здоровья и красоты

Все люди разнообразны: в генетическом здоровье и физической привлекательности. Но сильно различаются стремления изменить данное им природа. Большинство подвержены факторам риска: курение, неправильное питание, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни. Для улучшения состояния не нужны большие затраты времени или денег. Достаточно воли отказаться от мгновенного удовольствия ради здоровья. Но встречается и крайность – изнуряющие тренировки и диеты для достижения идеальной формы. Сторонники такого «экстремального фитнеса» не осознают, что чудеса не бывают. Природу нельзя обмануть, каждый рожден таким, каким он есть от рождения.

3. Времени

Спрашивается, куда уходит наше время? Если исключить работу (вопросу о распределении рабочего времени посвящён отдельный разбор) и такие необходимые вещи, как сон и еда, то остаётся перечень занятий, занимающих большую часть свободного времени: просмотр телепередач; разговоры по телефону с друзьями; посещение ресторанов, ночных клубов, баров и дискотек; походы по магазинам, рынкам и парикмахерским. Этот список может меняться в зависимости от пола, возраста и социального положения человека, его можно дополнить или изменить. Тем не менее вывод остаётся неизменным: от большинства этих занятий можно без сожаления отказаться, поскольку они бесполезны.

4. Знаний и способностей

Знания и способности считаются залогом успеха в жизни. Однако, без их наличия можно остаться грузчиком или официанткой, что не вдохновляет. Образование может быть недоступно, а способности даруются не всегда, и именно здесь кроется ловушка нашего ума: с одной стороны, все возможно, ведь примеры успешных людей из нищеты есть, а с другой стороны – усилия не приносят результата. Нужно либо прилагать больше усилий, либо признать свою бездарность и изменить деятельность.
Ответ прост: надо понять свои истинные способности и наклонности, максимально реализовать их. Понятия «карьера» и «успех» иллюзорны, ведь мало кто знает, сколько «успешных» людей внутренне несчастны, занимаясь неинтересным делом ради денег или из тщеславия.

5. Любви и хорошего отношения

Взаимодействие с окружающими – основа существования человека как социального существа. Поэтому естественно, что каждый стремится к любви и пониманию других людей. Но многие стремятся к тому, чтобы отношение к себе было универсальным свойством всех окружающих. Неодобрение общества и неразделенная любовь становятся главными факторами депрессий и самоубийств у представителей европейской культуры. Причины этого следует искать в традициях семитских религий, но это сложная тема.
Практическая рекомендация по преодолению проблем проста: нужно развить «здоровый цинизм» – рациональное безэмоциональное отношение к впечатлению, которое производите на окружающих. Человек, страдающий из-за негативного отношения, не задумывается, что критикующие его люди обычно сами далеки от идеала. И самое парадоксальное: наибольшее одобрение получают те, кто демонстрирует равнодушие или презрение к мнениям других – такова природа человека как стайного животного. На подсознательном уровне человек «поднимает рейтинг» у того, кто не ищет одобрения – это воспринимается как признак силы.
Интересно, что это касается и отношений с противоположным полом: «чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей».

6. Удачи

Удивительно, но множество людей полагают, что удача является самодостаточным фактором в их судьбе. Верно ли это? Безусловно, некоторые обстоятельства, такие как время и место рождения, наследственность, остаются вне контроля личности. В таком случае единственный выход — принять все так, как есть, навсегда отказавшись от сожалений о том, что изменить нельзя.
Что касается остальных важных событий, которые кажутся нам неподвластными, то у них двойственная природа: каждое событие частично или полностью случайное, но за жизнь случается множество таких событий. В целом, влияние случайности усредняется и перестает определять итоговый результат вашей жизни.
Это подобно игре в кости — если бросить их один раз, то у одного игрока может быть больше очков, но если бросить сто раз, суммарная разница будет незначительной. Можно выиграть миллион долларов в казино, но хватит ли этого на всю жизнь? И пойдет ли этот выигрыш во благо? То же можно сказать и о невезении: сгорел дом со всем имуществом — является ли это негативным фактором, влияющим на всю оставшуюся жизнь? А может, вам раньше повезло с приобретением этого дома?
Многие люди просто занимаются самообманом. Под «невезением» часто скрывается лень, неряшливость, отсутствие силы воли, а также подсознательное нежелание другой, лучшей жизни.

Какие же можно сделать выводы?

Первое заключение: так называемое «цивилизованное общество» по сути представляет собой толпу закомплексованных людей, личности которых в разной степени искажены неправильным воспитанием (ранее) и манипилируются продавцами разных товаров и услуг (теперь).
Вторая часть вывода гласит: большая часть наших потребностей, как материальных, так и эмоциональных, по сути, внушаются внешним влиянием и не отражают настоящих побуждений и желаний человека. В простом выражении, нас подсознательно заставляют хотеть того, что на самом деле нам не нужно.
Третий вывод: большинство печалей, страхов и надежд связаны с иллюзорными ценностями и установками, которые воспринимаются как неизменная часть личности. И даже не представляют, что могли быть другими – хотя при другом жизненном опыте это было бы так.

Источник